Охрана труда
Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. И как всякая система, охрана труда должна управляться и совершенствоваться.
Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь Об охране труда, Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.
Основные направления государственной политики в области охраны труда.
(Закона Республики Беларусь Об охране труда Глава 2, статья 5)
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
- ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;
- комплексное решение задач охраны труда на основе республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
- социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;
- установление единых требований по охране труда для всех работодателей;
- использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;
- взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), профессиональных союзов (далее - профсоюзы), работодателей;
- сотрудничество между работодателями и работающими;
- использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.
Общественный контроль по охране труда
Положение об общественном инспекторе по охране труда
Инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства о труде
Главная цель работы общественного инспектора: создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Задачи, решение которых способствует реализации поставленной цели:
1. Осуществление постоянного контроля в учреждении;
2. Выявление и предупреждение нарушений нормативных требований охраны труда;
3. Оценка состояния условий труда работников, безопасности производственного оборудования, эффективности применения средств индивидуальной защиты работниками;
4. Выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
5. Принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Направления работы общественного инспектора по охране труда
ГУО «Детский сад № 65 г. Витебска "Ленок"»
1. Улучшение условий труда, создание безопасных рабочих мест;
2. Укрепление здоровья сотрудников;
3. Общественный контроль за соблюдением вопросов охраны труда.
Профсоюзная организация учреждения дошкольного образования:
1. Содействует реализации внесенных предложений общественного инспектора по улучшению условий и охраны труда;
2. Организует обучение и информирование общественного инспектора по вопросам охраны труда, обеспечение инструкциями и нормативными документами;
3. Предоставляет возможность осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в рабочее время;
4. Обобщает положительный опыт общественного инспектора по охране труда.
В своей работе общественный инспектор по охране труда руководствуется нормативными актами, регламентирующими общественный контроль:
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г.