Советы психолога
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов
1. Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
2. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
3. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
5. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
6. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
8. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
9. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
10. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
11. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
12. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка – инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.
14. Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
15. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком – инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».
«Маленькие советы» для родителей (адаптация)
«Маленькие советы» для родителей
- Желательно, чтобы начало посещения учреждения дошкольного образования вашим ребенком не пришлось на эпикризные сроки: 1г.9м., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м. и 3г.
2. Отправляйте своего ребенка в дошкольное учреждение только здоровым.
3. Заранее узнайте все режимные моменты в детском саду и введите их в домашний распорядок.
4. Чётко соблюдайте режим дня (в том числе и в выходные дни, будьте последовательны).
5. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
- Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день.
- Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.
- Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
9. Обеспечьте ребёнку дома психологический комфорт и спокойную обстановку (не переставляйте мебель, не приучайте к новой пище, не вводите новых правил, избегайте ссор).
10. Рассказывайте про детский сад позитивно, без опасений.
11. Проявляйте интерес к жизни ребёнка в детском саду: попытайтесь поиграть в детский сад дома, подберите игры близкие к играм в детскому саду.
12. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным.
13. Повышайте веру ребёнка в себя, в значимость его нового положения.
14. Хвалите ребёнка чаще за его сильные стороны, не акцентируйте внимание на его прошлых неудачах.
15. Не забывайте как можно чаще говорить вашему ребенку, что он вами очень любим!
Причины плохой адаптации детей
Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:
- проблемы с едой, сном и туалетом;
- нервно-психические нарушения;
- эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную тревожную зависимость от матери;
- соматическую ослабленность;
- флегматический темперамент;
- выраженное левшество;
- проблемы общения.
Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаще испытывают трудности в адаптации к дошкольному учреждению.
О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и родителей и педагогов.
К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой-либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемы, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых.
Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
И всё-таки использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное воспитание детей.
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал.
И наказание, поскольку после него предполагается прощение повинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает, ведь от этого зависит эффективность воспитательного процесса.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.
Понять поведение ребенка можно лишь, раскрыв лежащие в его основе побуждения - реальные движущие силы. И, разумеется, воспитывать детей, изменять сколько-нибудь их поведение в желаемом направлении невозможно без перестройки побуждений.
При использовании в воспитании лишь искусственных стимулов, оставленные без внимания внутренние побуждения детей развиваются стихийно, уже без ведома родителей, а подчас и вопреки их желаниям. Со временем родители неизбежно начинают жаловаться на отсутствие взаимопонимания, контакта с детьми. И такой исход вполне закономерен.
Что стоит за активностью ребенка - теми или иными его действиями, высказываниями, а иногда и капризами? Далеко не всегда нам, взрослым, удается увидеть за нежеланием ребенка подчиняться нашим указаниям проявление инициативы и самостоятельности.
Так, действие ребенка, который самостоятельно находит себе то одно, то другое занятие, воспринимаются родителями сначала как помеха, затем как капризы и, наконец, как баловство и прямой вызов их родительскому авторитету.
Первое, на что обращают внимание родители, - неподчинение их требованиям. При этом истинный источник такого поведения нередко ускользает из поля зрения взрослых: за поступками они не всегда видят лежащие в их основе побуждения. По-видимому, одна из основных причин непонимания - разнообразие мотивов, лежащих в основе внешне сходных поступков.
Нарушения взаимопонимания между ребенком и взрослым возникают также в периоды кризов психического развития, то есть в периоды ускоренного психического развития ребенка, когда за сравнительно небольшие промежутки времени происходят многочисленные изменения личности, возникают различные психические новообразования. Ускорение темпов развития сужает сферу взаимодействия, поскольку взрослый часто оказывается не в состоянии уследить за быстрыми изменениями в психике ребенка и перестроить уже сложившиеся отношения.
Советы для тех родителей, которые считают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем:
- поощрение должно быть справедливым;
- поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;
- поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;
нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать; - ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
Советы для тех родителей, которые считают, что следует только наказывать:
- наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться "героем дня", жертвой, и наказание не достигает цели;
- не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;
- не всякий детский поступок требует наказания. если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;
- наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.
Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:
- терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
- объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;
- отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется;
- неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка - подождите, пока поступок повториться;
- научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
- измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
- используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру "Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша";
- лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: "Скучает сегодня наша кукла";
- проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме "Что я сегодня сделал не так";
хвалите других детей, но к месту; - организуйте дома "уголок необдуманных поступков", где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела.
Итак, овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно.
Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спорт, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и сам ребёнок себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка, самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.
Что делать, если ребенок..... говорит неправду?
Что делать, если ребенок..... говорит неправду?
Человек умеет думать, смеяться, говорить и… обманывать. Есть несколько причин лживого поведения ребенка:
- Он врет для того, чтобы избежать наказания, попытаться скрыть свою вину.
- Ребенок много фантазирует, и это вошло в привычку.
- Малышу нравится, как взрослые реагируют на ложь.
- Ложь для него выступает средством достижения выгоды.
- Ребенок хочет сэкономить время на ненужных объяснениях.
- Малыш боится, что о нем плохо подумают.
- Он нуждается в похвале или проявлении любви взрослого.
- Говорит не то, что думает, а то, что от него хотят услышать.
- Ребенок бессилен изменить что-то в своей жизни, поэтому он выдумывает новую реальность.
У всех этих причин есть одно общее свойство: в основе лежит несовершенство человека — страх, лень, недоверие или неуважение к людям. Чем духовнее человек, тем меньше у него необходимости лгать.
Распознать, когда ребенок врет, можно по трем характеристикам: жестам, выражению лица (мимике) и особенностям речи. Жесты и мимика — это язык, который очень точно говорит нам о желаниях и намерениях. Например:
- Нервозность, ребенок совершает лишние движения, суетится без причины.
- Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.
- Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий вашу реакцию на его слова.
- Прикрывание рта рукой, как будто ребенок не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.
- Неточность, путаность речи.
- Многословие, отсутствие четких формулировок; говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно, т. е. не следует правилу: «У правды один ответ: либо да, либо нет».
- Многократное повторение одной и той же мысли.
- Излишняя эмоциональность, ребенок может в ответ кричать, нервничать.
Рекомендации родителям
1. Обучая ребенка честности, будьте честны сами. И Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже у молчание для вас — тоже ложь.
2. Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более положительное представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
3. Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
4. Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
5. Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
6. Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку. Если сказали, что не будете ругать за то, что он натворил, — значит обещание надо выполнить.
7. Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.