Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Преемственность – это целостный процесс, целью которого является полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Если процесс адаптации ребенка к школе развивается достаточно успешно, то ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но зачастую педагоги отмечают, что поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.
У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. Но, как считают психологи, если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Исследования педагогов и психологов позволяют отметить, что формирование у дошкольника образа будущего школьника помогут ему адаптироваться к социально значимой позиции школьника в системе общественных и межличностных отношений, научат оценивать свою социальную сущность.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формировать знания об окружающем мире;
- стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
- формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
- развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
- развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:
1) формирование готовности детей учреждения дошкольного образования к обучению в начальной школе;
2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;
3) обучение в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий учреждения дошкольного образования.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов учреждения дошкольного образования и начальной школы, совместной подготовки педагогов и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
В нашем учреждении дошкольного образования проводятся следующие формы осуществления преемственности:
- Экскурсии в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками.
- В течение учебного года учителя посещают режимные моменты в учреждении дошкольного образования. Они наблюдают за детьми, общаются с ними.
- Воспитатели дошкольного образования и учителя начальных классов в течение года посещают открытые уроки и занятия друг у друга.
- Проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов учреждения дошкольного образования с родителями и их детьми при проведении организационного родительского собрания для родителей будущих первоклассников.
- Проводятся совместные мероприятия, развлечения с первоклассниками и воспитанниками старших групп.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения детей. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.