Инновационный проект «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»
Актуальность, цели и задачи проекта
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети. Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?
Экономика- в буквальном переводе с греческого- «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства».
Экономика- это управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.
Экономика-это решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства
( не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным другой.
На современном этапе развития страны, в условиях интенсивного преобразования общества все большую значимость и актуальность приобретает экономическое образование, позволяющее ребенку адаптироваться в социуме, самореализоваться, быть успешным в выбранной сфере деятельности.
Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, помогает сформировать у ребёнка морально экономические качества, которые помогут ему для развития интереса в мире экономики. Вводя ребёнка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей. Ребёнок в нынешней жизни является равноправным членом общества. Он с ранних пор участвует в жизни своих родителей, когда вместе с ними ходит в магазин делать покупки, слышит слова «дёшево», «дорого», деньги», цена», «заработать». Поэтому образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях, тогда полученные знания ребёнком в дошкольном возрасте останутся в памяти надолго.Впоследствии он сможет умело применить их в жизни. Экономические качества, заложенные в детстве, дадут больше шансов воспитать успевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями. Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста позволит повысить уровень воспитанников по вопросам экономического образования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:повышение уровня экономического образования детей дошкольного возраста через внедрение методики формирования основ экономической культуры.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать теоретические и практические подходы к экономическому образованию детей 4-7 лет.
2.Создать условия для эффективного внедрения системы работы по экономическому образованию детей 4-7 лет в образовательный процесс учреждения дошкольного образования.
3.Обеспечить научно-методическое и организационно-методическое сопровождение инновационного проекта.
4.Разработать перспективное планирование, конспекты занятий, практический материал с целью эффективного внедрения системы работы по экономическому образованию детей дошкольного возраста 4-7 лет.
5.Внедрить в практику работы занятия с использованием авторских пособий, материалов.
6.Обобщить опыт работы по экономическому образованию воспитанников
4-7 лет и распространить его в практику работы педагогических работников района через методические объединения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Изучены и проанализированы теоретические и практические подходы к экономическому образованию детей дошкольного возраста 4-7 лет.
2.Созданы условия для эффективного внедрения системы работы по экономическому образованию детей дошкольного возраста 4-7 лет в образовательный процесс дошкольного учреждения.
3.Обеспечено научно-методическое и организационно-методическое сопровождение инновационного проекта.
4.Разработаны перспективное, календарное планирование, конспекты занятий, практический материал с целью эффективного внедрения системы работы по экономическому образованию детей дошкольного возраста 4-7 лет.
5.Внедрены в практику работы занятия с использованием авторских пособий, материалов.
6.Обобщен опыт работы по экономическому образованию воспитанников 4-7 лет и распространен в практику работы педагогических работников района через методические объединения.
НОВИЗНА И ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Основной идеей инновационного проекта является внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста 4-7 лет в процессе работы с воспитанниками, которая позволяет ребенку адаптироваться в социуме, самореализоваться, быть успешным в выбранной сфере деятельности, дает элементарные представления об экономике, формирует интерес, учит мыслить экономическими категориями.
Новизна творческого проекта заключается в разработке и апробации авторских дидактических пособий, творческих заданий, планирования регламентированной и нерегламентированной деятельности. Проведение открытых мероприятий для педагогических работников и родителей (законных представителей) с целью повышения профессионально-личностной компетенции педагогических работников, педагогического уровня семьи по вопросам экономического воспитания.
Программа проекта
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»
№ п/п |
Этапы и сроки |
Основные направления |
1. |
Подготовительный этап сентябрь – ноябрь 2020
|
1.Изучение законодательных и нормативных документов, регулирующих творческую деятельность в современных учреждениях дошкольного образования. 2.Подбор и изучение научно-теоретических источников, педагогического опыта по проблеме. 3.Создание творческой группы, выявление интересов мотивации, потребностей, складывающихся у воспитанников. 4.Проведение серии методических мероприятий с педагогическими работниками с целью изучения теоретических основ экономического образования детей дошкольного возраста. 5.Создание комплекса условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективность и качество внедрения системы экономического образования в процесс работы учреждения как повышение уровня экономического образования детей 4-7 лет. |
2. |
Диагностический этап сентябрь 2020- январь 2024
|
1.Определение диагностических методик, необходимых, для выявления уровня сформированности экономической грамотности, компетентности субъектов инновационной деятельности. 2.Осуществление диагностики. |
3. |
Планово-прогностический этап ноябрь - декабрь 2020
|
1.Самоопределение коллектива учреждения дошкольного образования в инновационном проекте. 2. Разработка стратегии и тактики инновационной деятельности педагогических работников и родителей (законных представителей). 3. Определение содержания и форм мониторинга, документирования и результатов инновационного проекта. 4. Организация работы по выполнению планов инновационной деятельности. Мониторинг процесса и промежуточных результатов инновационной деятельности. Коррекция и регулирование. |
4. |
Практический этап январь 2021– январь 2024 год.
|
1.Составление перспективно-календарного планирования на январь 2021– январь 2024 год. 2.Разработка конспектов занятий по экономическому образованию детей дошкольного возраста. 3.Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (изготовление и приобретение игр, пособий, дидактических материалов экономического содержания, оформление картотеки).
4. Проведение разнообразных форм работы с воспитанниками через разнообразные виды деятельности, формы работы: беседы, игры, занятия, развлечения, праздники, ярмарки, викторины, экскурсии, познавательные маршруты, самостоятельная художественная, речевая, изобразительная деятельность, сюжетно-ролевые игры, театральные постановки, экономические мюзикл и др. 5.Обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников, реализация параллельного действия на семью и ребенка. 6.Систематическая методическая поддержка участников творческой деятельности. Расширение профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников путем проведения дифференцированной, личностно-ориентированной методической учебы. (консультационная помощь, проведение методических семинаров, мастер-классов, деловых игр и др.). 7. Проведение педагогических советов, выставки, электронные материалы, открытые заседания «Презентация образцов эффективного педагогического опытапо внедрению методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста». 8. Составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности участников проекта учреждения дошкольного образования. |
5. |
Обобщающий этап февраль-май 2024
|
1.Анализ экспертная оценка полученных результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями инновационного проекта. 2.Обоснование механизмов взаимодействия, партнерских взаимоотношений в триаде воспитатели-родители-воспитанники. 3.Изучение, интерпретация и обобщение результатов внедрения системы экономического образования в процесс работы дошкольного учреждения. 4.Оформление материалов, накопленных в ходе работы над инновационным проектом. 5.Презентация, содействие распространению образцов эффективного педагогического опыта (трансляция, электронные материалы, отрытые заседания, занятия, мероприятия, выставки). 6.Определение задач, форм и содержания дальнейшей работы по экономическому образованию воспитанников в процессе дальнейшего устойчивого развития партнерских взаимоотношений. |
Пословицы экономического содержания
О ТРУДЕ
В страду одна забота: не стояла бы работа.
Кончил дело — гуляй смело. По работе и плата.
Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит.
Уменье везде найдет примененье.
Всякая работа мастера хвалит.
Дело мастера боится.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Без работы день годом станет.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Лучше быть здоровым и бедным, чем богатым и больным.
Хорошо живет тот, кто много работает и учится.
Без охоты нет работы.
Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
Дело словом не заменишь.
Делу — время, потехе - час.
За все браться - ничего не сделать.
Кто не работает, тот не ест .Куй железо, пока горячо.
Любишь кататься люби и саночки возить.
О ДЕНЬГАХ, ЦЕНЕ
Деньги — что вода: пришли и ушли, только и видели.
Доход не живет без хлопот.
И дешево, и сердито.
Получишь доход — явится и расход.
Прибылью хвались, а убыли стерегись.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Не деньги нас наживают, а мы их.
Копейка рубль бережет.
Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет.
Денежки счет любят. Деньги-— дело наживное.
Здоров буду и денег добуду.
Не доходом разживаются, а расходом.
Время — деньги. Не в деньгах счастье.
О КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ, ТОВАРЕ
Купишь — платишь, продашь — плачешь.
Наследство — ни дар, пи купля.
Не купля учит — продажа.
На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого про-сит.
Торгуешь — хаешь, купишь — похвалишь.
Хороший товар не залежится.
Куплей да продажей торг стоит.
Лежачий товар не кормит.
Цена хороша, а не будет барыша.
На что спрос, на то и цена.
Торговля — кого выручит, а кого выучит.
Дешево покупается - недолго носится.
Кота в мешке покупать нельзя.
Товар лицом продается.
Чего мало, то дорого, чего много, то дешево.
Товарами лавка красится. Базар пену скажет.
Мало в привозе много в запросе. Без хозяина товар плачет.
Прибыль с убытками на одних санях едут. Имеешь товар - будут' деньги.
Что продается и покупается — товаром называется.
О БЕРЕЖЛИВОСТИ
Бережливость лучше богатства.
Запасливый нужды не терпит.
Из грошей рубли вырастают.
Не деньги богатство -- бережливость да разум.
Собирай монеты медные — пригодятся в дни бедные.
Бережливая вещь два века живет.
Без копейки рубля нет.
Бережливость лучше прибытка.
Запас человека не портит.
Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит
Курочка по зернышку клюет, да сыто живет. Пушинка к пушинке — и выйдет перинка. Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.
О ЛЕНИ
Леность наводит на бедность.
Лень до добра не доводит.
Лень мужика не кормит.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
О СМЕКАЛКЕ
Лисичка всегда сытей волка бывает.
Смекнешь да схитришь — врагов победишь.
О ДОБРЕ
Доброта держись, а от худого удались. Доброе дело само себя хвалит.
О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ
Богатый и на золото слезы льет.
Богат — да крив, беден — да прям.
Бедному кусок за целый ломоток.
Бедность не грех, а до греха доводит.
Бедность не порок, а без шубы холодно.
Бедный молодец честью богат.
Богат ждет пакости, а убог — радости.
Богат дивится: чем голь жива?
Богат творит как хочет, а убог — как может.
Богатого по отчеству, убогого по прозвищу.
Богатому не спится: богатый вора боится.
Богатство ум рождает, а бедность последний отнимает.
Богатством ума не купишь.
Богаты — так здравствуйте, а убоги — так прощайте!
Богатый бедного не разумеет.
Богатый бедному не брат.
Богатый совести не купит, а свою погубит.
О ДОГОВОРЕ
Договор лучше денег.
Уговор — родной братец всем делам.
Уговор дороже денег.
О ЖАДНОСТИ И ЗАВИСТИ
В одну лапу всего не сгребешь.
В окно всего света не втянешь.
В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется — мал покажется.
В чужой лодке всегда больше рыбки.
Владеет городом, а помирает голодом.
Влез кот' па сало и кричит: «Мало!»
Вам по семь, а мне восемь.
Где счастье плодится, там зависть родится.
Глаза завидущие, руки загребущие.
Горшок котлу завидует, а оба черны.
Деньги девать некуда, а кошелек купить не на что.
Добрый хозяин — господин деньгам, а плохой — слуга.
Дождешься — как от вербы яблок.
Друг у друга ломоть из рук выбивают.
Жадность слепа.
Жадность что река: чем дальше, тем шире.
Житье скупое носит платье худое.
За маленьким погнался — большое потерял.
Завистливому и свой хлеб не сладок.
Завистливый по чужому счастью сохнет.
Зависть прежде нас родилась.
Из песка веревки вьет.
Из песка масло выжимает.
К скупому в гости идти — запас с собой нести.
Как собака па сене: сама не ест и другим не дает.
Конь тощий — хозяин скупой.
Кто много имеет, еще больше хочет.
Лопни брюхо, а пятак не пропадай.
Много, много — а еще бы столько.
Не было бы зла, да зависть нанесла.
Ненасытному все мало.
Ни себе, ни людям.
Он и с грязи пенки снимает.
Он с каждой копейкой прощается.
Охал дядя, на чужие деньги глядя.
Пожалев копейки, поплатишься рублем.
Продает с барышом, а ходит нагишом.
Весь сыт, а глаза все голодные.
Сосед спать не дает — хорошо живет.
Тяжело нагребаешь — домой не донесешь.
У скупого зимой снегу не выпросишь.
Убогий во многом нуждается, а скупой — во всем.
Словарь экономических терминов для детей
АРЕНДА — наем помещения, земли, оборудования во временное пользование за определенную плату. Плата за аренду называется арендной платой или рентой.
АУКЦИОН — продажа особо редких и ценных вещей, когда покупатели соревнуются между собой за право покупки. Вещь достается тому покупателю, который предложит за нее самую высокую цену.
БАНК — кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств и посредничеством в платежах.
БАНКНОТЫ — денежные знаки, выпускаемые Центральными банками. Основной вид бумажных денег.
БАРТЕР — обмен товарами безденежных расчетов; обмен одного продукта на другой.
БЕРЕЖЛИВОСТЬ — качество личности, проявляющееся в стремлении сохранить продукты труда и природные ресурсы, продлить их срок службы.
БИРЖА — организация, предоставляющая помещение, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами; это рынок оптовой торговли, где заключаются сделки, контракты на поставку товаров.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся или на какие-нибудь общественные нужды.
БЮДЖЕТ — план распределения ожидаемых доходов и предполагаемых расходов на определенный период времени.
БАЗАР - специально отведенное место для торговли продуктами питания и товарами широкого потребления.
ВАЛЮТА - деньги других стран.
ВКЛАД — денежные средства населения, организаций, предприятий, хранящиеся в государственных и коммерческих банках.
ВОЗМОЖНОСТИ - средства, условия, обстоятельства, необходимые для осуществления чего-нибудь.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - награда за труд.
ВЫГОДА - прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.
ВЫРУЧКА - вырученные от продажи чего-нибудь деньги.
ДЕЛОВЫЕ ПАРТНЕРЫ - лица, участвующие в какой-либо совместной деятельности.
ДЕНЬГИ- средство обмена на любые товары.
ДЕШЕВО - низкая цена.
ДИВИДЕНД — доход, который получают владельцы ценных бумаг — акций.
ДОГОВОР - взаимное соглашение о чем-либо.
ДОЛГ - вещи, ценные бумаги или деньги, взятые у их хозяина взаймы.
ДОМАШНИЙ ТРУД - работа, выполняемая дома.
ДОРОГО- высокая цена.
ДОХОД - деньги, полученные от какого-либо рода деятельности.
ЖЕЛАНИЯ- то, чего очень хочется.
ЗАТРАТЫ - время и силы, затраченные на выполнение работы.
ИЗДЕЛИЯ - продукт труда, изготовленный не фабричным способом.
ИНФЛЯЦИЯ — снижение ценности денег, рост цен на товары и услуги.
ИМПОРТ — ввоз товаров в страну.
КАПИТАЛ- крупная сумма денег.
КАЧЕСТВО- совокупность свойств товара, продукции, определяющих его пригодность для удовлетворения определенных потребностей.
КОНКУРЕНТЫ - соперники при покупке-продаже ресурсов и продуктов.
КРЕДИТ — ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.
КРЕДИТНАЯ КАРТА — документ (пластинка из пластика с магнитной лентой в середине), предоставляемый банком своим вкладчикам для получения наличными определенной суммы денег (в банкоматах) или осуществления различных платежей.
КУПЛЯ-ПРОДАЖА - приобрести что-либо за деньги, обменять товар на деньги.
ЛИЧНАЯ ВЫГОДА - польза, преимущество.
МАСТЕРСТВО - большое умение, искусство в какой-либо области.
МАТЕРИАЛ- предметы, вещество, идущие на изготовление чего-либо, применяемые для определенной цели.
МОНЕТА НАСТОЯЩАЯ - денежный знак, изготовленный из металла и являющийся средством обращения и платежа, служит для размена бумажных купюр.
МОНЕТА ФАЛЬШИВАЯ - подделка настоящих денежных знаков.
МАГАЗИН — торговое предприятие, где производится купля-продажа товаров по ценам, стабильным на определенный период.
МЕНЕДЖЕР – это профессиональный управляющий в рыночной экономике.
НАЛОГИ — обязательные платежи (часть дохода), взимаемые государством с физических и юридических лиц.
НАГРАДА - вознаграждение за труд.
НАЖИВА - собственная прибыль за счет других.
НАСЛЕДСТВО - имущество, оставшееся после чьей-либо смерти и переходящее в собственность новому лицу.
ОБМЕН - поменяться чем-либо без участия денег.
ОБЯЗАННОСТЬ- определенный круг действий, возложенных на кого-либо или намеченных им самим для выполнения.
ПЛАТА ЗА ТРУД- денежное вознаграждение.
ПОДАРОК - преподношение чего-либо безвозмездно.
ПОКУПАТЕЛИ- кто-либо, приобретающий товар.
ПОКУПКА - товар, приобретенный за деньги.
ПОЛЬЗА- хорошие, положительные последствия, благо.
ПОТРЕБНОСТИ- нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — творческо-преобразовательная деятельность самостоятельного, инициативного человека, берущего на себя всю ответственность за организацию и последствия деятельности,
ПРИБЫЛЬ - величина превышения доходов над издержками.
ПРОДАВЕЦ- меняющий товар на деньги.
ПРОДАЖА- обмен товара на деньги.
ПРОДУКТ - результат труда.
ПРОФЕССИЯ- род трудовой деятельности.
РАВНОЦЕННЫЙ ОБМЕН- обмен на равностоящий товар.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - каждый работник выполняет свою конкретную работу.
РАСХОД- различные затраты на нужды.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ - организация какой-либо деятельности наиболее целесообразным способом.
РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА- конечный итог работы.
РЕКЛАМА - информация о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю- сделать нужную покупку.
РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ- лицо, сообщающее о чем-либо с целью привлечения внимания потребителей.
РАСПРОДАЖА — торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.
РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ -необоснованная трата денег.
РЕСУРСЫ — средства, запасы, источники чего-либо.
РЫНОК — сфера взаимодействия покупателей, посредников и продавцов; сфера обмена товарами по договорной цене.
СЕМЬЯ — совокупность близких родственников, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство.
СКУПОСТЬ — качество личности, проявляющееся в постоянном стремлении необоснованно ограничить расходы без учета потребностей
СОБСТВЕННОСТЬ — экономическая категория, отражающая права владельца имущества (владения, распоряжения и др.).
СПРОС - общественная или личная потребность в материальных благах или услугах, зависимая от денег.
ТОВАР-продукт труда, который продается, покупается или обменивается.
ТОРГОВЛЯ - отрасль хозяйства, обеспечивающая обращение товаров.
ТРУД - все умственные и физические затраты, совершаемые в процессе производства.
УБЫТКИ - потеря каких-либо средств.
УСЛУГА - нечто нематериальное, но обладающее определенной ценностью.
ЦЕНА - денежное выражение стоимости товара или услуги.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ — документы, содержащие имущественные права, дающие право на получение определенной части дохода ( акции, облигации, векселя и т. п.)
ЭКОНОМИЯ - бережливость при расходовании чего-либо.
ЭКСПОРТ — вывоз товаров из страны.