Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, определяет концептуальные основы, направления, методические особенности образовательного процесса и результаты. Позволяет приобщать детей и учащуюся молодежь к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия своей малой родины и страны. Способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка, определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей в естественных природных условиях посредством использования элементарных форм простейшего туризма.
Целью реализации содержания настоящей программы является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности воспитанника средствами простейшего туризма и краеведения.
Задачи реализации настоящей программы:
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры семейных отношений;
овладение навыками здорового образа жизни и основами безопасной жизнедеятельности, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося;
развитие познавательной активности, совершенствование поисково-исследовательской деятельности;
формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Организация образовательного процесса по реализации настоящей программы предусматривается в течение календарного года, 2 раза в неделю. Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением. Длительность 1 учебного часа в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования»:
для детей от 4 до 5 лет – 20 минут,
для детей от 5 до 6 лет – 25 минут;
для детей от 6 до 7 лет – 30 минут.
Образовательными областями программы туристско-краеведческого профиля являются: «Краеведение», «Туризм».
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Образовательная область «Краеведение»
Образовательная область «Краеведение» включает направления: культура края, географическое краеведение.
Цель: формирование у обучающихся гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
приобщение обучающихся к историко-культурным и природным ценностям, народным традициям и обычаям малой родины, страны;
вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;
развитие мотивации обучающихся к познанию истории, культуры и природы страны;
приобретение практических навыков краеведческой деятельности.
Образовательная область «Туризм»
Цель: создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития личности.
Задачи: приобретение специальных знаний, навыков, умений, необходимых для занятий простейшим туризмом; приобщение к историко-культурным, природным ценностям, воспитание экологической культуры; развитие творческих способностей обучающихся, приобретение коммуникативных навыков.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы являются:
занятия-беседы, в ходе которых дети уточняют представления о ближайшем окружении, семье и обществе, о своей роли в обществе, об истории родного края, его знаменитых людях, об Отечестве и гражданственности; узнают о многообразии растений и животных, «Красной книге», приобщаются к природоохранной деятельности; знакомятся с правилами ЗОЖ, узнают о туризме и туристах, туристском снаряжении, простейших топографических знаках и т. д.;
наблюдения (краткосрочные, циклические), в ходе которых дети выявляют особенности, свойства данного объекта, осуществляют сравнительную характеристику;
экскурсии и прогулки позволяют познакомиться, уточнить, приобрести практические способы взаимодействия с социумом (в том числе, проведение социально-значимых акций), природой, в зависимости от целей экскурсии (прогулки);
практические занятия, на которых дети овладевают умениями уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, определять погоду по народным приметам;
туристские слеты, спортивные праздники, досуги и развлечения: «Папа, мама, я–туристская семья», «Подрастают туристята», «Праздник печеной картошки», «Люблю берёзку русскую», «Что растёт в огороде», «Не обижайте муравья!» и др. Виртуальные экскурсии как форма обучения представляют собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Виртуальные экскурсии являются эффективной видом туристско-краеведческой деятельности. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у детей и т.д. Экскурсии и прогулки за пределы детского сада можно проводить с детьми четырех лет.
В основу системы работы по использованию средств туризма положено рациональное сочетание двигательной, игровой, познавательной деятельности детей. Для определения её содержательной стороны надо исходить из содержания общей подготовки туриста, включающей различные виды туристской подготовки: психологическую, теоретическую, физическую, техническую и тактическую, формирование личностных качеств. Подготовительным этапом работы с детьми является создание у них психологического настроя на новый вид деятельности. Проводится работа по профилактике страхов и безопасности жизнедеятельности. Перед детьми ставится задача: как можно лучше подготовиться к предстоящей туристической деятельности: больше знать, уметь и быть готовым к трудностям и испытаниям. Дети включаются в увлекательную разнообразную деятельность: двигательную, познавательную, игровую, художественно-творческую. Так у детей формируются знания, умения, навыки, необходимые для участия в туристских прогулках, формируется позитивная установка на участие в походах и экскурсиях. Одной из составляющих подготовительной работы является теоретическая (познавательная) подготовка к туристским прогулкам. Хороший образовательный и воспитательный эффект дают специально подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды, загадки, направленные на усвоение правил безопасного поведения в природе и во время движения по улице, способов ориентировки. Тематические подвижные игры с элементами туристской техники: «Переправа через болото», «Ловкий турист», «Уложи рюкзак» и др., включаемые в содержание утренней гимнастики, прогулки, досуга, физкультурного занятия убеждают детей в необходимости правильно и быстро выполнять двигательные задания, совершенствовать технику преодоления препятствий, отрабатывать тактику совместных с партнерами действий. Специально подобранные игры по ориентированию: «Следопыты», «Точный глазомер», «Север-юг» и др. развивают у детей внимание, память, аналитическое мышление, речь, быстроту реакции, формируют умение быть собранными, организованными, самостоятельными.
Основные методы реализации образовательной программы:
методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ и др.);
методы организации туристско-краеведческой деятельности, поведения обучающихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, упражнение, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);
методы стимулирования туристско-краеведческой деятельности, поведения обучающихся (дифференцированное обучение, участие в экскурсиях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.);
методы контроля и оценки туристско-краеведческой деятельности, поведения обучающихся (беседа, наблюдение, устный контроль, анализ результатов деятельности обучающихся и др.).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целевыми ориентирами на этапе завершения программы являются показатели физического, психического и социального здоровья ребенка, а также достижения воспитанником уровня компетентности (подготовленности) в области туристско-краеведческой деятельности.
Показатели физического здоровья:
- ребёнок приобретает хорошую физическую форму (повышается индекс показателей здоровья детей).
Показатели психического здоровья:
- ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную коммуникацию со взрослыми и сверстниками.
Показатели социального здоровья:
- ребёнок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает социальную уверенность;
- овладевает нормативным поведением в разных формах туристской деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;
- следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;
- применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных культурных практиках;
- обладает установкой на ценностное отношение к объектам культурно-исторического наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой.
Показатели уровня компетентности (подготовленности) ребенка в области туристско-краеведческой деятельности:
- обладает знаниями правил техники безопасности и личной гигиены в походе;
- имеет представления о различных видах туризма, пользе туризма для здоровья человека;
- владеет элементарными навыками ориентирования;
- знает простейшие топографические знаки, умеет их «читать»;
- имеет представления о назначении туристического снаряжения;
- обладает знаниями о видах костров, их назначении, о правилах безопасного разведения костров;
- имеет представления о растительном и животном мире родного края;
- имеет представления об объектах социокультурной среды родного города;
- владеет знаниями о достопримечательностях родного города, края;
- умеет применять свои знания о явлениях природы, хозяйственной деятельности людей в ведении наблюдений.
- имеет представления об особенностях физической подготовки юного туриста, умеет преодолевать естественные препятствия;
- знает о взаимосвязи всех органов и систем в организме человека;
- имеет представления о пагубном влиянии факторов загрязненной окружающей среды на здоровье человека;
- имеет представление о способах оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях;
- умеет выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, утилизация бытовых отходов, бесшумное поведение;
- способен использовать наблюдения за природой и деятельностью человека в развитии своего кругозора, становлении характера.